Мессина
Переехав Мессинский пролив, который отделяет материковую Италию от Сицилии, мы увидим современный город, протянувшийся между морем и холмами на фоне Пелоританских гор. В проливе сохранились места, воспетые Гомером (Сцилла и Харибда) и наводящие страх водовороты и сильные течения. Древний город, называвшийся Занкле (что означает “серп”) из-за формы полосы земли, закрывающей порт, был превращён в греческую колонию и заселён затем мессенцами, которые и дали городу название Мессана. В период византийского и норманнского господства город был крупным центром гуманизма Средневековья, а во второй половине XVII в. испытал жестокие репрессии от испанцев, против господства которых восстали жители Мессины.
В XVIII в. город обезлюдел в следствие чумы и землетрясения, а затем из-за эпидемии холеры в 1854 году, а 28 декабря 1908 Мессина была почти полностью разрушена землетрясением и цунами. При восстановлении города были построены сейсмостойкие здания, прямые и очень широкие улицы. Кроме этого город пережил воздушные налёты во время последней войны, а в настоящее время у него современный деловой облик крупного коммерческого и туристического центра. Выдающимися уроженцами Мессины были философы Дицеарх (IV в. до н.э.) и Аристокл (II в. до н.э.), поэты Гвидо и Оддо делле Колонне (XIII в.), художник Антонелло да Мессина (XV в.) и историк-политик Джузеппе Ла Фарина (1815-1863 гг.). Кафедральный собор был почти полностью реконструирован в недавнее время. Фасад сохранил только подлинную внутреннюю структуру с рельефными инкрустациями на этнографические и исторические сюжеты.
Архитектурную значимость представляют готические порталы, центральный из них находится между двумя львами с опирающимися на них витыми колоннами, над которыми расположены рельефы и статуи. Интересна колокольня с любопытными астрономическими часами, самыми большими в мире, созданными Теодором Унгерером в Страсбурге и торжественно открытые епископом Паино в 1933 году. Когда часы пробьют полдень, приходят в движение различные фигуры часового механизма: две мессинские героини Дина и Кларенца, лев, издающий рык, петух, который машет крыльями и кукарекает, защитница города Мадонна с письмом и храм Монтальто. В интерьере собора деревянный средневековый потолок и многие другие произведения были заменены копиями, как, например, амвон, балдахин и мозаики главного алтаря, статуи и баптистерий. В первом алтаре справа расположена статуя Иоанна Крестителя работы Гаджини. Большой интерес представляют сокровища собора: потиры ХIV-ХVII вв., реликварии с XII по XVII вв., подсвечники и ценные вышивки золотом и серебром XVII в., шёлковые ризы и облачения, кольца, Фрагмент колокольни чати, ценные митры, иллюстрированные миниатюрами хоралы, серебряная посуда ХVII-ХVIII вв., а также живописные работы византийской эпохи. Особый интерес представляют золотая “мантия” и серебряный “кораблик”. Перед собором на просторной площади поднимается фонтан Ориона работы Дж. А. Монторсоли (XVI в.); фонтан представляет мифического основателя города, две его чаши поддерживают мифологические фигуры, расположенные во многоугольном бассейне, оживлённом аллегорическими скульптурными изображениями рек Тибра, Нила, Эбро и Камаро.
На маленькой площади рядом с улицей Гарибальди и Кафедральным собором поднимается Благовещенская церковь каталонцев, воздвигнутая в норманнском стиле в XII веке. От первоначальной постройки сохранились трансепт, купол и абсиды. Трёхнефный интерьер имеет бочарный свод в центральном нефе и стрельчатые своды в боковых нефах.
Областной музей возвышается рядом с больницей Св.Маргариты и в нём собраны археологические (в том числе и доисторические) находки, живопись, майолика и скульптура, произведения ювелирного искусства и работы из шёлка.
В картинной галерее находится полиптих “Св. Григорий” работы Антонелло да Мессина (1473 г.) и две картины Караваджо: «Поклонение пастухов» и “Воскрешение Лазаря”; скульптурные произведения, такие как “Мадонна искалеченных” Горо ди Грегорио (XIV в.), “Св. Антоний Падуанский” Антонелло Гаджини и “Сицилия” работы Монторсоли.
С улицы Гарибальди, идущей вдоль порта, можно дойти до виллы Маццини, где разместился городской Аквариум и музей морской фауны.
Форт Св. Сальваторе возвышается на крайней оконечности порта, он был построен в XVI веке испанцами и там расположена колонна со статуей благословляющей Мадонны.
Фонтан Нептуна украшает площадь Унита д’Италия, он создан Монторсоли в 1557 г. и представляет бога моря усмиряющего волны, а у его ног — чудовища Сцилла и Харибда. Эти три статуи являются копиями, а оригиналы хранятся в городском музее.